Цель и задачи плавания

Цель и задачи плавания

Во время обучения плаванию решаются следующие основные задачи: 1) укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, закаливание, привитие стойких гигиенических навыков 2) освоение техники спортивного плавания 3) повышение уровня развития физических качеств, определяющих успешность обучения и спортивных достижений в плавании 4) воспитание мотивационных основ в отношении к учебно-тренировочным занятиям плаванием.

Процесс обучения техники спортивного плавания можно разделить на три этапа. Каждый этап характеризуется: 1)разным уровнем освоения навыка плавания занимающимися 2) спецификой решаемых задач обучения 3) содержанием средств и методов обучения.

На первом этапе формируются предварительное представление о навыке плавания, проводится освоение с водной средой и ознакомление с элементами техники спортивного плавания. На втором этапе осуществляется разучивание элементов, связок и техники способа плавания в целом. На третьем этапе проводится закрепление и совершенствование техники плавания.

Первый этап обучения.Цель этогоэтапа – осуществить предварительную подготовку для успешного освоения навыка плавания на последующих этапах обучения. Задачи: 1) создать умозрительные двигательные представления о техники движений руками и ногами на суше 2) устранить страх перед водой, освоить рабочую позу пловца и умение ориентироваться в необычной среде 3) создать двигательные представления о причинно-следственной связи между выполненным гребком и максимальным продвижением вперед. Средства: 1) строевые, общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения, выполняемые на суше 2) подготовительные упражнения для освоения с водой 3) учебные прыжки в воду 4) игры развлечения в воде с элементами освоенных подготовительных упражнений 5) упражнения для изучения техники спортивного плавания (имитационные упражнения на суше для ознакомления с движениями ногам и руками при плавании кролем на груди и на спине, выполняемые без дополнительного сопротивления, с резиновым амортизатором, статическими напряжениями в граничных позах гребка; упражнения для комплексного ознакомления с элементами техники спортивных способов плавания, плавание при помощи ног кролем на груди и на спине с вариантами дыхания). Методы слова и показа. Рассказ, показ и их сочетание, когда демонстрация упражнения сопровождается образным, ярким и эмоциональным объяснением преподавателя.

На этом этапе обучения, когда техника плавания изучается по частям, во время показа выделяют основные, ведущие звенья разучиваемого движения. В эти моменты производится остановка движения, статические напряжения в граничных фазах гребка, создающие у занимающегося представления о направлении движения и его амплитуде.

Пониманию условий выполнения движения помогает подсказ преподавателем ощущений, возникающих в случае правильного решения поставленной задачи. Улучшение ориентировки в воде, остановка внимания занимающихся на нужном ощущении достигается приговариванием вслух названия действия и получаемого вследствии его выполнения результата. Практические методы используются двух разновидностей: направленные на освоение техники плавания и на развитие двигательных качеств. В связи с этим в плавании разработаны разнообразные системы подготовительных и подводящих упражнений, планомерное изучение которых обеспечивает освоение способа в целом. Так упражнения для освоения с водой и имитационные упражнения подводят к изучению положения тела при плавании и выполнению гребковых движений руками и ногами. Плавание по элементам и в связках подготавливают к овладению навыком плавания в общей координации.

Развитие двигательных качеств осуществляется простейшими формами интервального метода (повторное выполнение отдельных упражнений и небольших серий): 1) общеразвивающих, специальных имитационных упражнений на суше 2) в воде движений ног у бортика и с доской 3) упражнений для комплексного ознакомления с элементами техники спортивных способов плавания и др.

Количество повторений определяется успешностью освоения, запоминания и вопсроизведения упражнений. Интервалы отдыха между повторениями зависят от возраста, подготовленности занимающихся и успешности освоения ими двигательной задачи.

На этом этапе обучения между сериями упражнений, выполняемых в воде на задержке дыхания, скольжениями с элементами техники спортивных способов плавания, а также движениями ногами кролем у бортика, обязательно производятся выдохи в воду.

Второй этап обучения. Основная цель второго этапа – формирование умений и навыков в плавании с учетом уровня плавательной подготовленности, полученного на первом этапе обучения. Задачи: 1) на суше – создать умозрительные и двигательные представления о технике согласования движений руками кролем с дыханием и общем согласовании движений в кролем на груди и на спине 2) в воде – освоить общее согласование движений в плавании кролем на груди и на спине ( по элементам, в связках и в обшей координации). Средства: 1) строевые, общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения 2) упражнения для изучения техники плавания на груди и на спине ( на суше – имитация движений руками кролем без дополнительного отягощения и с резиновым амортизаторами, в согласовании с дыханием, общего согласования движений при плавании на груди и на спине; в воде – плавание кролем на груди и на спине по элементам и в связках в согласовании с дыханием; плавание кролем на груди и на спине в общей координации на задержке, с дыханием через разное количество гребков и под каждый гребок рукой 3) учебные прыжки в воду 4) игры и развлечения в воде с элементами плавания и ныряния. Методы: 1) слова и показа – расчлененный показ упражнений сопровождается комментариями преподавателя. При этом внимание занимающихся фиксируется на основных элементах упражнения, выполнение которых обеспечивает освоение движения в целом с помощью условных сигналов и жестов преподавателя, акцентируются ощущения, возникающие при правильном выполнении упражнений. Для правильного освоения техники особенно важны ощущения опоры о воду гребущими поверхностями рук и ног и продвижения тела вперед. 2) ориентиров – для освоения амплитуды и направления движений руками и ногами, согласования дыхания с движениями руками в кроле граничные фазы гребка ориентируют по отношению к телу пловца. Например, для сохранения правильной амплитуды гребка дается указание сделать гребок до бедра, дотронуться до него и после этого вынуть руку из воды. Для согласования дыхания с движениями руками кролем на груди в этот момент сделать вдох. При освоении гребка рукой кролем на груди по криволинейной траектории делается указание по направлению гребка. Например, гребок правой рукой выполнить по направлению к левой ноге, левой рукой – к правой ноге; 3) непосредственной помощи при выполнении имитационных упражнений на суше 4) практические методы, в свою очередь, подразделяются на: методы освоения техники плавания в целом и по частям и методы развития двигательных качеств.

Читайте также:  Чем полезны яблоки для здоровья

Как известно, освоение техники плавания в элементах и в связках ( по частям) не является конечным итогом обучения и не может заменить плавания в обшей координации. Потому нельзя затягивать переход к плаванию с полным согласованием движений, останавливаясь на совершенствовании техники плавания по частям. Для успешного освоения плавания в общей координации создаются облегченные условия перехода к целому от плавания по частям. С этой целью применяется чередование плавания на коротких отрезках по элементам и связкам с плаванием в общей координации. Например, чередование плавания при помощи движений руками кролем на груди с поплавком между ногами с плаванием в полной координации; плавание при помощи ног кролем на груди и гребковых движений одной рукой в согласовании с дыханием с плаванием в общей координации; плавание кролем на груди с задержкой дыхания на вдохе с плаванием кролем на груди в обшей координации с дыханием через разное количество гребков и под каждый гребок рукой.

Освоение техники плавания в общей координации ставит очередную задачу обучения – формирования ее устойчивости и вариативности. Это формирование координационных соотношений между различными мышечными группами, чередования напряжения и расслабления в разных звеньях биокинематической цепи, улучшения взаимодействия между двигательными и функциональными системами.

Для этого необходимо научиться регулировать величину, направление и длительность гребковых усилий в соответствии с изменяющимися задачами обучения, что решается методом выполнения контрастных упражнений. Например, чередование плавания в быстром и медленном темпе, плавание в быстром темпе с плаванием на наименьшее количество гребков, с ускорением и замедлением, в облеченных и затрудненных условиях.

Методы развития двигательных качеств и правила определения числа повторений, серий и интервалов отдыха, длины проплываемых отрезков такие же, как на предыдущем этапе обучения.

На этом этапе в перерывах между проплыванием отрезков и серий в качестве активного отдыха могут применяться упражнения для комплексного ознакомления с элементами техники спортивных способов, освоенных ранее.

Читайте также:  Количество клетчатки в день

Третий этап обучения.Цель этапа закрепление и совершенствование техники плавания. Задачи: 1) освоение техники плавания кролем на груди и на спине на уровне прочного автоматизированного навыка 2) овладение навыком дыхания в ритме гребковых движений и умением проплывать намеченные расстояния без нарушений в техники плавания. Средства: те же, что на втором этапе обучения. Особое внимание уделяется выполнению упражнений, отражающих координационную структуру способа плавания в целом, и согласованию движений рук кролем с дыханием. Методы. Те же, что и на первых этапах обучения: слова и показа, ориентиров, непосредственной помощи. Большое значение имеет демонстрация техники плавания в целом в ее эталонных вариантах (просмотр техники пловцов высокого класса по видеомагнитофону, кинокольцовкам, на тренировках в бассейне). Практические методы. Основным методом закрепления и совершенствования техники плавания является повторное выполнение упражнений. Ведущее значение на этом этапе имеет метод выполнения движения в целом. В каждом занятии соотношение объема плавания в общей координации и плавании по элементам и в связках должно быть 1:1.

Для совершенствования техники плавания, так же как на предыдущем этапе, применяются проплывание коротких отрезков и серий с чередованием плавания в общей координации и плавания по элементам и в связках; плавание с выполнением контрастных заданий ( медленно-быстро, с ускорением и замедлением). Эти методы, как уже говорилось, используются не только для формирования стабильности индивидуальной техники плавания каждого занимающегося, но и для ее вариативности.

Под стабильностью в данном случае понимается способность занимающегося проплывать серии отрезков или дистанцию без нарушения техники плавания.

О вариативности техники свидетельствует умение спортсмена проплывать отрезки и дистанции разной длины, с разной скоростью и темпом движений без искажения координационной и ритмовой структуры способа плавания.

Методы развития двигательных качеств. По мере освоения техники плавания увеличивается длина проплываемых дистанций, а также отрезков в сериях. При применении интервального (повторного) метода увеличивается число выполняемых серий в плавании с общей координацией, по элементам и связках. Короткие дистанции и серии из коротких отрезков проплываются с высокой скоростью и максимальном темпом движений. Непрерывное дистанционное плавание проводится с равномерным темпом движений и скоростью, а также вариативно-переменно. Дистанции могут преодолеваться с равномерной или переменной скоростью с чередованием плавания в общей координации с плаванием по элементам и в связках. Например, отрезки в общей координации проплываются с ускорением, по элементам и связках – свободно.

При определении трудности заданий, соответствующих подготовленности занимающихся (длины отрезков и дистанций, количества повторений и серий, продолжительности отдыха между заданиями), основными критериями являются устойчивость техники плавания и качество выполнения гребковых движений (шаг пловца).

Плавание благотворно влияет на многие функциональные системы организма:

укрепляются дыхательные мышцы, повышается подвижность сочленений грудной клетки, увеличивается жизненная емкость и вентиляционная способность легких, значительно улучшается функция дыхательной системы;

уменьшаются гравитационные нагрузки на позвоночный столб, укрепляется мышечный корсет грудной клетки, что приводит к улучшению осанки;

положительное влияние водной среды на нервную систему проявляется в стимулирующей деятельности головного мозга, ускорении ликвидации явлений утомления при напряженной умственной работе, повышении подвижности нервных процессов;

гидромассаж кожи способствует совершенствованию регуляции вегетативных функций организма, рефлекторной стимуляции сердечно-сосудистой системы, улучшение периферического кровообращения;

повышается устойчивость организма к воздействиям низких температур.

5. Игры и развлечения в воде.

Игровой метод широко известен в физическом воспитании и спортивной тренировке. Реализовать возможности этого эф­фективного метода во многом удается с помощью применяемых в плавании игр и развлечений, которые позволяют успешно не только решить специально поставленные задачи, но и избежать известного в плавании негативного явления — монотонии: она нередко становится причиной прекращения занятий спортив­ной тренировкой начинающими и даже более опытными спортс­менами. Игры и развлечения сопровождаются высоким уровнем положительных эмоций, а это — залог успеш­ного обучения. С помощью игр можно задавать нагрузку, контролировать соответствие нагрузки подготовленности зани­мающихся. Игры и развлечения способствуют проявлению уча­стниками активности, самостоятельности, проявлению высоких морально-волевых качеств, так необходимых спортсмену-плов­цу, воспитанию чувства коллективизма, товарищества, дружбы.При организации игр и развлечений обязательно учитывают условия их проведения, количество учас­тников, их возраст, общую и специальную подготовленность.Педагогу всегда следует помнить о технике безопасности на воде. Необходимо четко установить условия игры, ее правила, результат, продумать содержание. Во время проведения игр нужно тщательно следить за выполнением правил, строго на­казывать за нарушения условий игры.

Читайте также:  Рецепты здоровых перекусов

При организации игры следует познакомить детей:

с содержанием игры;

с характером выявления победителя.

Успешному проведению игр помогает непосредственное уча­стие помощников и инструкторов. Желательно, чтобы в такой роли побывал каждый ребенок: это формирует сознательное отношение к игре и активность детей.

Все игры имеют определенную направленность

Игры, способствующие развитию умения продвигаться в воде

« Гигантские шаги ». Занимающиеся ходят широким шагом, высоко поднимая ноги, сначала взявшись за руки, потом опустив руки. Цель — кто быстрее дойдет до бортика.

«Гусиный шаг». Занимающиеся ходят по дну на согнутых ногах, положив руки на колени, касаясь грудью поверхнос­ти воды.

Игры, способствующие овладению навыком погружения головы в воду

«Пройди под мостом». Занимающиеся должны пройти под лежащими на воде пенопластовыми досками, подныривая под них. Доски можно заменить деревянными шестами или обручами.

«Достань дно рукой». Дети стоят перед преподавателем. По его сигналу они должны присесть и постараться достать дно рукой.

Игры, способствующие развитию умения выполнять прыжки в воду

1«Подводные лодки». Прыжки с последующим проходом в «тоннель». «Тоннель» —два обруча, поставленные на дно.

Игры с всплыванием и лежанием на воде

«Звезда». Играющие должны лечь на спину, разведя в сто­роны руки и ноги. Кто дольше удержится в этом положении

Игры, способствующие овладению правильным дыханием

«У кого больше пузырей?» Дети погружаются в воду и дела­ют длинный выдох через рот. У кого на воде образуется боль­ше пузырей?

Игры, способствующие овладению навыком скольжения

1«Торпеды». Занимающиеся строятся в шеренгу по одному и выполняют скольжение на груди с движениями ногами. То же повторяют в положении на спине.

Задачи обучения плаванию следующие:

—содействие укреплению здоровья;

—привитие гигиенических навыков пользования водой;

—адаптация к водной среде;

—расширение фонда двигательных умений и навыков;

—обучение умению держаться на воде и перемещаться с по­мощью простейших движений.

Решение проблемы массового обучения плаванию возможно через систему работы спортивно-оздоровительного лагеря. Как правило, в летние месяцы многие дети выезжают для отдыха за город в летние спортивно-оздоровительные лагеря, многие из которых оборудованы стационарными или сезонными плава­тельными бассейнами. При условии теплой солнечной погоды и температуры воды 20—24°С занятия по плаванию можно про­водить ежедневно в течение одной лагерной смены. За это вре­мя ребенка можно обучить уверенно держаться на воде, проплы­вать облегченными способами от 15 до 25 м. Уже умеющие плавать дети могут в условиях спортивно-оздоровительного лагеря совершенствовать свои навыки в плавании, обучиться технике спортивных способов.

Наиболее эффективная форма работы — групповые занятия. Они помогают развивать у детей чувство коллективизма, взаи­мопомощи, стимулируют активность. Групповые занятия все­гда проходят более эмоционально, чем индивидуальные, спо­собствуют, более быстрому освоению учебного материала.

Вопрос

Характеристика факторов, определяющих содержание и эффективность обучения плаванию.

Содержание программы, обучения определяют следующие факторы:

1. Цели и задачи, которые ставятся в курсе обучения плаванию; 2. Продолжительность курса обучения;3. Контингент занимающихся, их возраст и подготовленность;4. Условия для занятий.

Продолжительность обучения зависит от задач, которые ставятся в курсе обучения, контингента занимающихся и условий для занятий. Данные задачи зависят от возраста и подготовленности занимающихся,продолжительности курса и условий для занятий. Продолжительность курса обучения, количество занятий в неделю, продолжительность каждого занятия определяют содержание программы обучения. Таким образом, успешность обучения плаванию определяют следующие основные факторы: 1Соответствие программы обучения возрасту и подготовленности занимающихся; 2. Возраст и плавательная подготовленность занимающихся(Установлено, что возраст 9—10 лет является оптимальным для быстрого и качественного освоения техники движений.). 3. Особенности телосложения и физическая подготовленность.( Установлено, что дети, имеющие показатели физического развития близкие к стандартам отбора в ДЮСШ плавания, быстрее и качественнее осваивают технику плавания.). 4. Условия для занятий (естественный или искусственный водоем,погодные и климатические условия, глубина и температур, воды, оборудование и инвентарь и др.). 5. Квалификация преподавателя.

Ссылка на основную публикацию
Худощавое лицо девушки
Стрижки для худого лица должны визуально добавить ему полноты, расширить овал. Чаще всего такое лицо сравнивают с вытянутым, ведь оба...
Холин битартрат отзывы
Холин (англ. Choline) – это вещество, которое относится к витаминной группе В, которое в небольшом количестве вырабатывается в организме человека....
Холинолитики препараты список
Препараты подгрупп исключены. Включить Описание К м-холинолитикам относятся вещества, блокирующие м-холинорецепторы в области окончаний парасимпатических нервных волокон, результатом чего является...
Худые девушки дома
Худенькие девушки 18+ запись закреплена В сперме Для того чтобы в твою жизнь пришли перемены, ты должен знать, что существует...
Adblock detector